16.Кневичи. Во Владивостоке аэропорт серьезно реконструировали к саммиту АТЭС в 2012 году, к которому в городе в принципе много чего появилось, а не только знаменитые мосты. Вот и воздушной гавани достался новый терминал.

17. Хабаровск-Новый. А центр ДВФО до сих пор живет советским наследием.

Правда, планы по развитию есть и вроде бы даже новый терминал начали уже строить.

18. Иркутск. В Иркутске в наличии та же проблема, что и в Ростове - аэропорт зажат городского застройкой. Но это не мешает локальному развитию, последняя серьезная модернизация была не так давно - в 2009 году после реконструкции открыли терминал внутренних вылетов.


Были планы по строительству нового порта с оригинальным названием "Иркутск-Новый"- но проект заморожен.
19.Рощино. Тюмень от недостатка денег не страдает, так что и аэропорт развивается. Буквально в 2017 году завершили очередной этап реконструкции.


20. Храброво. Многострадальную калининградскую воздушную гавань вроде бы, наконец-то, домучали. Как водится, хотя бы к ЧМ-2018 старались успеть.


21. Сургут. Здесь внезапно соорудили при реконструкции очень необычный терминал, судите сами.

Интересно, что панно «Мадонна с младенцем» (которые смотрят в иллюминатор, да-да), осталось еще с советских времен(!), но его в ходе модернизации по счастью оставили.
22. Баландино. Челябинский аэропорт советской закалки подтверждает реноме сурового города. И вроде бы даже планов новый терминал построить нет, хотя пассажиропоток уже большой.

23. Витязево. Напротив, в курортной Анапе новый терминал возвели летом 2017 года. Так что задел для роста появился.

24. Большое Савино. Пермь - тоже город суровый, и аэропорт тут был челябинского формата:

Однако и пермской улице праздник - новый терминал, как и Красноярске, на подходе. Проект весьма странный:

Но получилось неожиданно неплохо:



25. Уйташ. В Махачкале аэропорт даже закрывали на модернизацию совсем недавно, но получился все равно какой-то ара-тюнинг.

И куда ж без кавказских ворот)

26.Гумрак. В Волгограде кипит большая стройка к ЧМ-2018. Еще несколько лет назад был только крошечный советский терминал. Сейчас уже получше.


Пресс-служба Гумрака все еще отмечает Новый Год и до сих пор не отчиталась по годовым показателям, но к декабрю уже были такие цифры, что отметка в 1 млн. пассажиров точно пройдена.
27. Южно-Сахалинск. На Сахалине стройка не кипит и все по старому.

Есть только многочисленные прожекты. В частности бывший губернатор Хорошавин обещал соорудить вот такое, но соорудил только коллекцию драгоценных авторучек и уголовное дело себе любимому.

28. Стригино. Нижнему Новгороду не повезло оказаться сравнительно близко к Москве, и с авиацией было традиционно плохо на фоне других городов-миллионников. Но в последние годы и в Нижнем пошел рост, а аэропорт обзавелся новым симпатичным терминалом.


29. Омск-Центральный. Возможно, самый несчастливый город России. Все нефтегазовые налоги убежали в Питер, в эпичном метро - 1 станция и тоска, и с аэропортом та же беда. Есть нынешняя гавань.

А есть новая, Омск-Федоровка. План был красивый - большой новый аэропорт на комфортном расстоянии от жилой застройки.

Строить начали бодро, но.... уже более 10 лет назад стойка заморозилась и ныне в наличии только сталкерские пейзажи. Печаль-беда:


30. Новый Уренгой. На удивление в центре богатого ЯНАО как на излете советской эпохи построили аэропорт, так он с косметическими изменениями и пребывает. Планы по новому терминалу есть, но когда приступят к строительству, и приступят ли вообще в ближайшие годы - не понятно.

В целом же по беглому осмотру топ30 аэропортов России видно, что развитие идет бодрыми темпами - почти везде в наличии терминалы уже из 21 века, ВПП строят и расширяют под прием воздушных судов всех типов и размеров.
И тот факт, что де-юре новый аэропорт в списке только один, не должен вводить в заблуждение - просто смешно сравнивать Внуково или Казань 1991 и 2017 годов, сами понимаете.
Время будет - и дальше по списку пойду. Оборот в 100 тыс. пассажиров у нас имеют 78 портов, и это - очень много.
А в данном топ30 - 26 аэропортов в 1 млн. пассажиров. Это тоже серьезный уровень. Для сравнения в Японии таких 28, в Бразилии - тоже 28, во Франции - 20, в Индии - 35, в Германии - 17...
Понятно, что это слезы по сравнению с безусловными лидерами - США и КНР, где десятки аэропортов масштаба Шереметьево-Внуково-Пулково, но и уровень Бразилии-Японии - очень неплохой показатель. Тем более динамика хорошая и прогнозы к 2030 году обещают новых рекордов.
Еще один важный момент - модернизация значительного числа аэропортов была приурочена к международным политическим или спортивным форумам:

Только 6 портов из Топ30 можно назвать преимущественно советским наследием (хотя и там многое изменилось), а остальные - вполне современные воздушные гавани.
И многим из них толчком к модернизации послужила дата очередного саммита или чемпионата. Пока дебилы смеялись над всеми этими путинскими форумами, эти самые форумы служили хорошим инструментом для точечного развития конкретных территорий. И таких точек на карте набралось изрядно, как видно.