
Подбираемся вплотную к Казани - в Пестреченский район. На восточных подступах к региональной столице раньше жили сплошь русские, но, 20 век серьезно изменил картину.
А на востоке района - большой ареал кряшенов, которых тут вообще очень много. В райцентре, в Пестрецах даже по переписи было было 8% населения - при 50% русских и 39% татар. И, надо полагать, еше какое-то число кряшенов как и везде попали в просто татары.

На этой земле вот уже полтысячелетия как была такая себе русская Центральная Россия. Потому сейчас в районе много руинированных храмов, как в селе Русское Ходяшево на заглавной картинке.

Пестрецы, как уже упоминалось - русский населенный пункт с многочисленными кряшенами. Но в районе почему-то стабильно мерзкая татарская националистическая власть в очень холодных отношениях с христианским большинством населения района. И тупо не выделяет десятилетиями участки ни под кряшенский приход (как это случилось в Заинске, Челнах, Чистополе и Нижнекамске), ни под храм вообще.
Ныне единственный православный приход русского райцентра в русском районе - в бывшем больничном корпусе, случай очень редкий:

Мечеть в Пестрецах есть, но рядом строят большую, дорогую и красивую...точне пытаются строить, поскольку она явно не соразмерна числу мусульманского населения райцентра. По факту стройка была заморожена с 2000 года, периодически сравнительно немногочисленные татары села два десятилетия устраивают субботники на фундаменте.

Что на этом месте возле уже существующей мечети в центре села мог бы быть небольшой, скажем, кряшенский храм - тактично умолчу.
В районе же с действующими приходами как-то так:

Кряшены тут политически очень активные (что проявилось в том, что даже по Переписи-2010 их весьма много, несмотря на все ухищрения властей), но на весь куст кряшенских сел только одна церковь в Кряш-Серде и несколько часовен.
А вот в русских селах сразу 11 приходов, где есть какая-то жизнь. Отметим два населенных пункта.
В селе Казыли (или Русские Казыли) по Переписи жило 7 человек (а в Отар-Дубровке, к СП которого село относится около 500 душ и все татары), оно на отшибе, но там потихоньку храм подымают, новая часовня и вообще жизнь откуда-то.
Причина - в селе деятельное духовенство организовало общину реабилитации людей с понятными зависимостями. Сейчас бывшие алкаши и наркоманы из Казани там живут и трудятся. Как показывает практика таких проектов, многие в результате обратно социализируются, но не уезжают в город, а остаются жить на селе, заводя семью...

Второй интересный населенный пункт - деревня Куюки Богородского СП. В 2010 здесь жило 368 человек, из них свыше 50% татар и 35% русских - 130 душ. В это время в деревне местный исторический храм выглядел так:

А сейчас уже как-то так:

А еще и часовню построили в другой части деревни:

Секрет - прост. Куюки - это казанский аналог питерского Мурино. Деревня расположена в 15 минутах от конечной станции Казанского метро и тут началось массовое жилищное строительство.
Очень хороши данные ежегодной отчетности СП - паспорта поселения. 2013:

2016:

2020:

На 2020 год деревня Куюки - крупнейший населенный пункт Пестреченского района, уже обогнав Пестрецы. К чести местного застройщика, тут не лепят 20-этажных монстров, а делают субурбию здорового человека:

Местный ЖК Светлый - все таже массовая бюджетная типовуха с крошечными однушками-двушками для казанской молодежи (смотрите родившихся и умерших в паспорте СП за 2020), но представляет собой соразмерные человеку трехэтажки, без лютой сверхплотности:


И все это в окружении индивидуальной застройки. Конечно, все как всегда плохо с социалкой - няп, на это чудовищно огромное население застройщик вообще не строит школы, например.
Русское население вернулось в деревню, правда, уже на паритетных началах с татарами. Мечеть в Куюках тоже, разумеется, есть. Но пока вроде бы только одна и сравнительно небольшая, а вот у русского населения казанских пригородов в наличии руины величественных храмов, которые строили их предки и в которые приходит новая жизнь. В Высокогорском, Лаишевском, Зеленодольском районах схожие процессы.