acer120 (acer120) wrote,
acer120
acer120

Categories:

Алькеевский и Спасский - Этноконфессиональные карты районов Татарстана

Район, в котором наиболее полно отразились все беды русского народа в конкретном Татарстане - Спасский.

Столетие назад территория современного Спасского района - обычная сонная русская провинция с небольшими вкраплениями татарского архипелага - как по всему пространству от Оки до Енисея. Красивый город, большие русские села с многочисленными огромными храмами...но в 1920 от щедрот красной власти и эта земля была прирезана татарской автономии.

Почему? Вроде бы это же русская окраина, без которой Татария была бы более национальна? Это, действительно, так. Но в 20 км к западу от Спасска располагалось село русское село Болгары, построенное на месте древней столицы Волжской Булгарии. И вот оставить Татарию без своей "исторической столицы" красные не могли.

Дело в том, что татарский национальный проект изначально опирался на тот концепт, что Татария - это естественное продолжение той самой Булгарии, единая 1000-летняя мусульманская цивилизация на Средней Волге. Большевики были всеми руками и ногами ЗА эту концепцию и первые годы Союза татарский автономистский проект строился на базе исламской религии. Вот, например, лично товарищ Сталин передает башню 17 века в Казанском кремле в пользование мусульманскому трудовому народу в 1918 году:




А в 1924-1926 годах, на фоне массовых закрытий и разгромов православных храмов и монастырей, в Казани - опять же по личному указу Сталина - как ни в чем не было строится новая Закабанная мечеть:



Это не просто мечеть - а юбилейная, к 1000-летию принятия ислама Булгарией.

Уже ближе к 1930-м Джугашвили поменяет свое мнение о национальной политике в Татарии и будет взят курс на репрессии и против мусульманской веры, в попытке построить новую светскую идентичность на основе единого литературного языка с латинским алфавитом, яналифом. Под это дело в одну телегу и под одну этническую шапку впрягут и татар-мусульман с их традиционным арабским алфавитом, и православных кряшенов, чья письменность со времен деятельности Ильминского развивалась на базе кириллицы. И мечети будут закрыты, и вся отдельная кряшенская система просвещения, активно развивающаяся еще в середине 1920-х, будет полностью уничтожена.

Но к этому моменту Спасск и Спасский Затон - уже Куйбышев и Куйбышевский затон Татарии,где закрывают и разрушают церкви, и менять границы никто не планирует.

А далее следующий акт размытия русского района. В данном случае размытия в буквальном смысле. В Спасский район пришла Большая Вода. Оба города, как и десятки сел, оказались в зоне затопления. Куйбышев был перенесен на те самые 20 км на запад, к село Болгары, а Куйбышевский Затон и вовсе оказался на другом берегу Камы, в современном Камско-Устьинском районе.

Вот она, южная часть Русской Атлантиды на Средней Волге:



Незатопленные русские села все послевоенные годы стремительно вымирали, а закрытые, но не взорванные храмы ветшали до состояния бесформенных руин.

И на фоне этих руин русского мира деловито прорастали советские татары, получившие, в конце концов, ровно столько суверенитета, сколько смогли унести.

В квази независимом Татарстане 1990-х Куйбышеву не было возвращено историческое имя Спасск, а город стал Болгаром - по находящемуся теперь в паре километров селу.

На руинах древней мусульманской столицы в Империи был построен православный монастырь, к 1990-м из русских построек чудом сохранилась музеифицированная успенская церковь. В постсоветском Татарстане Болгар - это важнейшая часть республики, куда с каждым десятилетием вкладывают все больше средств.

Комплекс древнего Болгара оброс пафосными навостройками.На самом городище это монумент в честь принятия ислама - большой золотой купол:



Чуть поодаль татары построили Тадж-Махал на минималках:



А рядом с ним - огромный кампус Исламской Академии:



При этом православным до сих пор запрещено служить в успенском храме.

Казалось бы, при такой массированной концентрации всех факторов, район давно уже должен был стать татарским, но русская идентичность еще как-то держится. И на этнической карте Спасский район - вполне себе русский. А вот соседний Алькеевский район - это продолжение чувашско-татарской чересполосицы Нурлата и Аксубаево:



Исходя из вышесказанного уже понятно, что в Спасском районе будет вероятно много руинированных храмов в полумертвых селах - так и есть. И это еще не учитывая затопленные.



Заброшенные церкви на спасской земле - на любой вкус, вплоть до мегалитических соборов, как в Танкеевке:



В целом все плохо, но есть все же и восстановленные церкви, и новые скромные сарайки:



В новом городе Болгаре на 1991 год церквей не было никаких, даже руинированных, что очень хорошо ложилось в концепт символического отатаривания этой территории.

Но неожиданно именно в крошечном расхристанном Болгаре, далеком от традиционных паломнических маршрутов, в постсоветские годы возникла одна из самых крепких и известных церковных общин.

Тут нужно сделать небольшое отступление. В современной Русской Православной Церкви, как и в любой большой религиозной организации полно внутренних различий. Многие приходы и группы приходов образуют своеобразные субкультуры, например, кочетковцы или фастовцы. Иногда это сравнительно безобидно - а иногда вырастает мощная секта. Все вы вероятно слышали про мятежного попа (а.к.а "бывший духовник Поклонской") в Свердловской области из новостей последнего месяца - как раз ярким пример такого рода внутренней секты.

Так в Спасске-Болгаре сформировался именно такой случай. Местный поп создал крепкую такую секту на основании выдуманных им обрядовых форм. Специалисты жаловались на него в патриархию давно, но формально он был всегда очень лоялен Церкви и всегда подчеркивал, что церковные таинства - это главное, а вот его новшества - так, приятный довесок... который однако ж привлекал десятки тысяч паломников,что целыми автобусными караванами приезжали в его базовый храм Авраамия Болгарского на окраине Болгара.

Это даже не историческая городская церковь, а остатки перевезенной в город деревянной церкви из урочища Порфировка, но поп во главе секты - это деньги, это МНОГО денег - и этот храм он поднял.

И руинированный храм в соседнем селе своему брату он восстановил; и новую большую церковь Сошествия Святого Духа, первую в самом Болгаре, построил (тут не только он, но основа финансирования); и еще одну резиденцию (скит в селе Балымеры) построил.

Сложилась забавная ситуация. Татарстанские власти вкладывали сотни миллиардов бюджетных рублей в тадж-махалы и золотые купола в депрессивном нищем вымирающей городке, оторванном от своих корней в буквальном самом смысле.

Но несмотря на это, в Болгар все эти годы привлекал больше внимания людей и денег не современный глянцевый ислам, а какой-то поехавший священник на городской окраине, к которому ломились натурально вагоны экзальтированных женщин за 40 со всей России. И который в одиночку создал мощную культовую инфраструктуру.

В конце концов, пару лет назад данного попа все же запретили в служении и теперь он уже официально сектант-раскольник, перебравшийся из Болгара в предусмотрительно построенный скит - а вот все им воздвигнутое в городе на месте.

Таким интересным образом Болгар с окрестностями несет в себе архитектурное и культурное наследие сразу двух больших явлений постсоветской России - этнократических проектов, и новой сектантской околоцерковной духовности постсоветских русских - что делает его по настоящему уникальной точкой на карте.

---

В Алькеевском же районе все проще. Куча мечетей по татарским селам и живые приходы, местами с симпатичными новостройками в селах чувашских - в районе сразу 8 чувашских приходов:



В райцентре есть молитвенный дом и много лет идет вялая стройка первого храма (это он на общей сборке). Такая неспешность понятна. Русских в районе немного, а русских топонимов и того меньше - например, село Кошки с огромным губернского масштаба восстанавливаемым неовизантийским храмом по названию тоже чувашское, хотя русских по переписи там сейчас больше.




Tags: Татарстан, ислам в России, мои карты и графики, национальная политика, религия, русские, татары, христианство, чуваши
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments