acer120 (acer120) wrote,
acer120
acer120

Categories:

Агрызский, Арский и Атнинский - Этноконфессиональные карты районов Татарстана

Главный кадавр советского джерримендеринга Татарии - безусловно, Агрызский район.

Абсолютно алогичный с точки зрения логистики и здравого смысла, слепленный из кусков Елабужского и Сарапульского уездов. Но зато с бережно вычлененным татарским большинством:



Посреди русско-марийско-удмуртского ареала были заботливо вычленены два татарских "хвостика" и слеплены воедино.

На самом севере большого, западного "хвостика" - прибитый к границе райцентр, город Агрыз. Всякие автомойки и АЗС на краю городской застройки уже юридически Удмуртия, а в километре асфальта от них - удмуртский райцентр Малая Пурга. По сути здесь речь идет о редком в России примере действительно единой агломерации:



Такой административно-территориальный абсурд обусловлен этническим составом. Агрыз столетие назад имел значительное татарское городское население, которого попросту не было больше нигде в остальной советской Татарии. По переписи 1926 года именно Агрыз был единственным городом республики с татарским большинством.



Уже в советские годы район еще и был прочно отрезан от остальной республики водохранилищем, так что теперь в него можно доехать только через Удмуртию. Но это не мешает ему оставаться мощным очагом татаро-мусульманского преобладания. В разрезе культовых сооружений пропорция тут основательная:



Приходы есть в самом Агрызе, при старинной, утратившей изначальный облик церкви Старой Чекалде и в прикамском Красном Боре, где идет стройка нового храма. Единственный национальный приход - у удмуртов в Сарсак-Омге, где восстанавливают старинный деревянный храм. Надеюсь, ума хватит в конце вагонкой не обшить:



---
Теперь переместимся на запад, в Заказанье, и посмотрим еще пару районов, важнейших для татарской идентичности республики.

Атнинский - на 100% татарский, где на 15 тыс. татар приходится более 30 мечетей, есть единственный в России сельский театр(!) в Большой Атне и родная деревня великого ученого и просветителя Шигабутдина Марджани. Короче, идеал Татарского национального государства.

Соседний Арский - куда больше по площади и населению и также по сути моно-татарский, но все же тут есть несколько русских, кряшенских и марийских деревень. Особенно интересно,что прям у границ Арска сохранились сельские русские.



От мечетей на карте рябит в глазах, но есть и несколько старинных церквей церквей:




Храмы есть в Старом Чурилино (некогда чисто русское село, а сейчас уже смешанное с татарским большинством), Арске, пригородном русско-кряшенском селе Тюбяк-Чекура и в мертвой деревне Хотня, где известнейший источник воды, в честь которого популярный бренд минералки.



Еще в 1920-е Арск был обычным русским городом, но в татарском окружении, и в городе было несколько храмов. В настоящий момент, помимо переданного верующим Покровского в Арске есть и Богоявленская церковь. На карте обозначена серым значком. Она не руинирована, но в ней располагается какая-то гос контора:



Шансов на передачу Богоявленского храма мало, как мало русских в современном большом татарском Арске, зато вот сельский храм в Тюбяк-Чекуре поднимают из руин. Еще в середине 2010-х он выглядел вот так:



В Хотне, окруженной большими татарскими селами, никогда много русских не было, а храм был построен при дворянской усадьбе, а не как сельский приходской. И восстанавливают его не для местного населения, а как часть комплекса на водах. Но, няп, иногда теперь и служат. Тут еще и часовню православную новую построили, а ближе к источнику -и мусульманскую в нагрузку.





Tags: Татарстан, ислам в России, мои карты и графики, национальная политика, русские, татары, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments