acer120 (acer120) wrote,
acer120
acer120

Categories:

Бакалинский - Этноконфессиональные карты районов Башкортостана

В контексте кряшенского вопроса решил сделать ряд районов соседних регионов (Башкирия, Удмуртия, Челябинская область) с присутствием кряшенов/нагайбаков.

И первым, конечно же, стал Бакалинский район. Кряшены живут преимущественно на территории современной Татарии, но самый кряшенский район России - именно этот в соседней республике, клином вдающийся в татарский массив восточного Татарстана.

Сразу скажу - я не ожидал, что тут насколько все лихо закручено - аж 7 народов на карте!

Так далеко на северо-восток забрались даже мордва-эрзяне, составляющие большинство в более-менее живом селе Староиликово.



Сразу ряд замечаний:

- кряшенов по переписи 2010 в районе было много, и почти все населенные пункты с кряшенским цветом на карте ими являются и по переписи. Лишь в нескольких местах в явно кряшенских селах был недобор переписного числа в пользу просто татар.

- на карте есть башкиры. Учитывая повальный татарский язык и административный ресурс башкирской этнократии в Уфе, можно было бы местных башкир сразу записать в татары, но пусть будут для интереса.

- поскольку башкиры и татары в северо-западной Башкирии - это малоразличимая сущность, в ряде сел, где их переписное разделение выводило вперед русских/кряшенов, цвет на карте оставался татарским/башкирским(кого больше), если их в сумме более 50% населения НП.

Теперь посмотрим, что у нас с культовыми объектами:



- мечетей в районе всего 18 штук.

- Бакалы на этнической карте залиты татарским цветом, но на конфессиональной карте красный цвет. Русские, кряшены, чуваши, мордва и марийцы, действительно, составляют (по моим прикидкам недоучета кряшенов) чуть более половины населения райцентра, но по одиночке каждый народ уступает почти 40% татар.



С православными объектами все на редкость очень хорошо. В Бакалах один храм (на одну мечеть).
В русских Дияшево и Килеево очень впечатляющие новые храмы, достойные города средних размеров.

В Нагайбаково старый руинированный деревянный храм разобрали еще в 1994 году, а три года назад построили на его месте новый. В Михайловке тоже буквально в этом году возвели скромный храм, но приход там очень живой.

В двух кряшенских селах, Ахманово и Старых Матах новые приходы и храмы только достраиваются.

А в Бугабашево есть целый возрожденный монастырь! Де-факто это совершенно новый комплекс, уже включающих сразу два храма:



Сразу скажу, ничего не понятно насчет руинированных объектов (кроме Нагайбаково, где новый храм на месте старого).

И еще ничего не понятно насчет часовен. На карте только одна, на источнике в Старых Матах, которую обнаружил случайно, при сборе инфы о местном новом храме:



Хотя наверняка часовен по селах много, в том числе капитальных. Дело в том, что по в Башкирии нет своего замечательного летописца, как terentiy, и местная секция сайта Соборы.ру, откуда я черпал 80% информации по Татарии, здесь практически бесполезна.

Информацию приходится собирать по крупицам, актуальные фотки стройки в Ахманово нашел только на личной странице в ВК местного священника.

Потому, кстати, на карте есть бледный значок храма в Старокостеево. Приход там зарегистрирован примерно в одни сроки с Михайловкой или Ахманово, пару лет назад. Но вот дальше закладки места под стройку храма нет никакой инфы:



Может, уже что-то начали рыть, может нет, не понятно.

Но и без него в районе 7 приходов (с рядом очень больших капитальных церквей) и 1 монастырь без обнаруженных руинированных храмов - неожиданно хороший показатель.

Что касается, мусульманских культовых объектов, но в этой теме искать еще сложнее, т.к. включается и языковый барьер, в соцсетях/сайтах мононациональных сел зачастую люди живут вообще без русского. Значки я на картах расставляю по спискам юрлиц, в Татарии и Башкирии почти 100% мечетей официально зарегистрированы.

Но какое-то представление о бакалинских мечетях есть. Вот центральная районная в Бакалах:



А вот в селе Тактагулово, открытая в 2012:



Или вот в Камаево:



Как видно, вопреки россказням уважаемого Иделя о сельских избушках с минаретом за две копейки, мы видим добротные капитальные строения, достойные самых крупных сельских храмов.

Есть наверняка и избушки с минаретами, ну так оцените масштаб и архитектуру вагончика в Михайловке...

Но и РПЦ и ДУМ РБ едиными жив человек. В Бакалах есть и зарегистрированная община протестантов:



Старший пастор церкви - Рашит Абдулхадиевич, звучит забавно.

Но вообще и среди православных в районе заметное число татар/башкир. Настоятель прихода в Нагайбаково - игумен Аверкий, в миру Ринат Рашитович Хабибуллин. А настоятель прихода в Бакалах - Иерей Алексий, в миру Бикбулатов Ралиф Ханифович.

В Бакалах родился и Архиепископ Воркутинский Марк, в миру Рустам Мирсагитович Давлетов. Как и его родной брат игумен Даниил, настоятель Троицкого Архиерейского подворья в Астраханской области, в миру Нафис Мирсагитович Давлетов.

А их родной отец Мирсагит Миркасимович, кстати - тоже священник, в крещении Михаил, настоятель прихода в Калтаинском районе.

В свою очередь, в кряшенском селе Старые Маты, есть и построенная в 2016 мечеть. Так вот там руководитель прихода - имам-хатыб Юдин Олег Владиславович. Очевидно, что местный исламизированный кряшен.

Вот такая этно-конфессиональная диффузия в отдельно взятом районе! И это мы даже без больших трех марийских сел, а в Башкирии сельские мари - как правило уверенные язычники...


Tags: Бакалинский район, Башкирия, ПФО, башкиры, демография, ислам в России, кряшены, мои карты и графики, религия, русские, статистика, татары, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments