acer120 (acer120) wrote,
acer120
acer120

Categories:

Граховский - Этноконфессиональные карты районов Удмуртии

После Башкирии переместимся в соседнюю Удмуртию, в Граховский район.

Почему именно сюда? Как и в случае с Бакалами, тут у нас продолжение кряшенского ареала, только на этот раз елабужско-бондюжского.

Граховский район сравнительно небольшой, около 8 тыс. жителей, почти все татары здесь являются переписными кряшенами, но их в целом очень мало. Заметное число есть в 4 населенных пунктах, но только в одном Нижнем Тыловае их больше, чем русских.

Так что это первая карта Поволжья такого формата, где нет вообще ни единого татарского НП, только один кряшенский:



Что тут удивляет? Конечно же чуваши. В деревне Благодатное на 200 душ 2/3 населения - чуваши. И как они сюда забрались - непонятно. Во всех без исключения районах Татарии к северу от Волги-Камы нет ни одного чувашского населенного пункта - а тут есть!

Так же мы видим еще куст марийских сел помимо русско-удмуртской мозаики.

Граховский район, как и соседние районы Татарии, Елабужский и Менделеевский, когда-то целиком входил в состав Елабужского уезда Вятской губернии. Граница между районами сейчас чрезвычайно сложная в результате джерримендеринга большевиков, пытавшихся наколдовать татарской республике сколько-нибудь татарские районы, сбросив остальное в Вотскую АО.

Потому интересно посмотреть эти три района вместе:



Объедини их прямо завтра в одну нормальную единицу АТД второго порядка - и татарская титульность совсем покажется абсурдной.

Особенно меня удивили два момента - безумный русский анклав Татарии в Удмуртии на востоке и аппендикс пустой земли татарского НП в Елабужском районе с трех сторон окруженной удмуртскими селами Удмуртии.

Хорошо это видно на конфессиональной карте. Отдельно по Граховскому она не имеет смысла (в районе нет вообще мусульманских НП, а заниматься вопросом традиционной марийской религии я сейчас не планирую), а вот общая как раз да:



В Граховском районе 4 живых православных прихода, 3 с древними храмами, один с новым.



Есть еще руины каки-то храмов, но никаких фото не нашел. Один значок таки поставил на карту, где есть словесное описание того, что да, в этом урочище какие-то бревна в лесу есть - но без фото. С часовнями, как и в Бакалинском - без помощи компетентного местного разобраться нереально.

Интересен тот факт, что на сайте Граховского благочиния есть списки всех НП, приписанных к каждому из 4 приходов района. Очень круто, первый раз такое вижу. В целом совпадает с границами СП, кроме одного исключения - деревня Русский Куюк приписана не к приходу удмуртского села Мещеряково, а к приходу райцентра:



Помимо прочего, стоит отметить, что все 3 марийских села (есть еще одни крошечные выселки при одном из них) имеют приписку по приходам - т.е. в административной логике местной епархии как минимум там есть их прихожане, а не одни язычники.

Tags: Татарстан, Удмуртия, демография, ислам в России, кряшены, мои карты и графики, русские, статистика, татары, удмурты, христианство, чуваши
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments