http://periskop.livejournal.com/1175103.html?thread=84334655t84399423
Так вот главный аргумент этой идеи:

Мол, аэропорты связывают точечно, а вот ВСМ всех-всех-всех.
И в образец приводят КНР и Западную Европу, что вполне очевидно.
Я совсем не противник ВСМ, только за. Но! Не в первую очередь. Мои приоритеты - авиация и автодороги.
Рассмотрим преимущества ВСМ для одного конкретного региона. Нет, я не садист, не буду брать Чукотку, или там Сахалин, или там Калининградскую область, или там Коми, или там Якутию...ну вы поняли.
Возьмем регион во всех смыслам что надо - Ростовскую область.
Дано:
100 тыс. км2 площадь
4.25 млн. население - 6 место в РФ
42 чел\км2 плотность - 21 место в РФ
Что у нас в наличии?
1.3 млн. живут в Ростовской агломерации(Ростов+Аксай+Батайск+по мелочам).
Еще есть города стотысячники - Таганрог, Волгодонск, Шахты, Новочеркасск, Новошахтинск, Каменск-Шахтинский.
При этом, примерно 3 млн. человек живет в одном небольшом ареале на западе области - по линии Таганрог-Каменск длиной 200 км:

Итак, строим ВСМ. Как пройдет линия? Очевидно же, вдоль М4, от границы с Воронежской областью, до южной границы с Краснодарским Краем - как часть линии Москва-Сочи.
На линии у нас - Миллерово, Каменск, Шахты, Новочеркасск, Ростов, Батайск - неплохо, 2.5 млн. человек.
Остальным 1.7 млн. от ВСМ пользы много меньше - т.к. теряется ее главное преимущество - скорость.
С кем их связывать? Между собой, с Ростовом, с другими регионами.
А как они связаны сейчас?
1. Между собой, с Ростовом.
Хорошо связаны. Вся М4 в области в 4 полосы движения, с развязками - езжай сколько угодно. От Шахт до Ростова - за 1 час, от Каменска - чуть дольше. Есть автобусы, есть электрички - устаревшие и печальные. Но билет на ВСМ - это для автомобилизированного среднего класса, да и оказаться без своей машины, уезжая за пару сотен км от города - просто глупо.
2. С другими регионами.
В Ростове есть аэропорт - это если в Москву надо. Есть М4 - лучшая трасса страны на данный момент, где по всей длине 4 полосы - это на моря актуально. Есть жд сообщение, сколько по времени - сами знаете, долго.
Связь с городами до Москвы - Воронеж, Липецк, Тула, Рязань - только жд или авто, аэропорты в ЦФО мертвые.
Связь Новошахтинска и Задонска же - очевидно не тот объем пасспотока, ради которого ВСМ затевается.
Перспективы расширения сети в РО - минимальны. Нам Москву со всеми соединить - это уже как в КНР настроить, а ВСМ, допустим Таганрог-Ростов-Волгодонск-Волгоград-Сар
Так Вот. Что за эти деньги(участок в РО) можно сделать, и что уже делается?
1. Расширить аэропорт. Сейчас должны начать стройку нового воздушного порта в станице Грушевской - на 8 млн. пас. в год. к чемпу2018 должны построить.
Это очень удачно место. Как раз посредине нашего трехмиллионного ареала, в паре часов от крайних точек.
2. Дороги. Новые мосты, новые развязки, расширение узких мест.
Из очевидного - доделать мосты через Дон, северный обход Ростова и трассу на Таганрог, вынести М4 на восток от Аксая.
Плюс дороги в районах, плюс трассу на Волгодонск в 4 полосы, плюс трассу на Сальск и т.д.
3. ЖД. Модернизировать электрички, сделать нормальный С-Бан такой немецкого образца по всей этой зоне.
Что до связей с другими регионами - то и тут аэропорты и дороги важнее. От Ростова до Воронежа более 500 км - на такие расстояния во всем мире летают. Остальные облцентры до Москвы еще дальше. В них должны быть нормальные аэропорты - это для начала 80 аэроузлов масштабом от современного Храброво, грубо говоря.
Повторюсь. Я выбрал один из немногих маршрутов в стране. где ВСМ вообще теоретически обосновывается. Но таких у нас крайне мало.
Еще раз. ВСМ соединит Ростов и область с 5-6 регионами. У нас их 83. Аэропорт соединит со всей страной. Для этого нужна сеть аэроузлов. И дотации. Много дотаций. И лоукостеры. И всякие льготы. Все возможное, чтобы люди полетели.
ВСМ Ростов-Мурманск, Ростов-Махачкала, Ростов-Хабаровск? Сыктывкар-Оренбург? Березники-Барнаул? Реально?
Построив несколько ВСМ за охуллиарды нефтевалюты- мы соединим страну не в сеть, а в линии.
Построив за в разы меньшие деньги аэропорты - в сеть.
Нет, можно и сеть зафигачить - вот только сколько это будет стоить? Может сначала банальным асфальтом сеть, автодорожную? Проехаться на авто от тех же Березников до того же Барнаула - что, уже Франция, можно сверхскоростные поезда, больше проблем нет?
Иными словами, я за старую-добрую американскую модель - Автобаны+аэропорты.
И еще у нас крупнейшая в мире сеть электрифицированных железных дорог - глупо ее не использовать. Расширять узкие места, делать движение скорых поездов и электричек в 100-150 км - для внутрирегиональных и трансрегиональных связей - это вполне достаточно. Для больших же расстояний - однозначно авиация.