Для начала, как всегда, общая композиция:
К переписи 2010 относительно советского пика конца 1980-х доля русских очень просела, но структуру расселения это не поменяло примерно никак, разве что Якутск перекрасился в титульный цвет, хотя его северное предместье ПГТ Жатай имеет свыше 10 тыс. жителей из которых свыше 80% - русские. Почему так - не знаю. Военные мб какие-то или заводы...
Все дело в том, где - и с каких времен - русские в регионе живут.
Чтобы понять что тут происходит, попробуем схематично посмотреть на это безобразие с основными реками:
Русские появились на Лене еще в первой половине XVII века и на участке вдоль великой реки от Иркутской области до Якутска и чуть ниже по течению - эдакое якутское Поволжье. Здесь - многовековые русские деревни и даже города (например, Покровск) и чересполосица с якутами.
Еще одни коренные русские, напротив - на самом севере, в устье Индигирки. Русско-устьинцы - крошечный, но более чем полноценный субэтнос русской нации, сформировавшийся из потомков выходцев с исторического Русского Севера в условиях лютого климата и вековой изоляции.
Но самые многочисленные русские территории - это угольно-золотой юг и алмазный запад республики - наследие советской эпохи. Сугубо городское население Нерюнгри, Мирного, Удачного, Айхала и т.д. В этих районах большая часть земли потому даже не распределена по ГП и СП и пришлось дорисовывать.
В 1990-е русские и прочие татаро-украинцы массово повалили на большую землю обратно, но к заметному росту якутского населения в этих городах это не привело - они слишком далеки от якутского ареала и были основаны посреди нигде.
А вот, собственно, и титульные саха:
Важно понимать, что якуты - не коренное население региона, а пришлые. И в исторической оптике пришли на среднюю Лену, конечно, не одновременно с русскими, но немногим раньше, завершив перекочевку из родной Монголии через горы Южной Сибири в позднее Средневековье.
И ныне основной ареал саха - сравнительно благоприятная для жизни долина Туймаадаа, где Лена собирает свои крупнейшие притоки Вилюй и Алдан.
Подвинули в своем Великом Треке тюрки коренные тунгусо-манчжурские племена. Изначально это были эвенки, ареал которых оказался разорванным в лоскуты, а ассимиляция якутами продолжается по сей день.
А уже в Новое время якуты стали осваивать и речные системы Северо-Востока региона, деловито взяв в оборот и ламутов-эвенов.
Впрочем, на карте ареалы обоих народов все еще смотрятся весьма внушительно, за счет чрезвычайно низкой плотности населения. Эвенки:
И эвены:
И в логике жизненного пространства якутов:
Наконец, помимо тунгусо-маньчжуров, еще сразу 3 народа в Якутии имеет по 1 СП со своим преобладанием.
на северо-западе это метисный конструкт Нового времени - долганы (в самых общих чертах - генетика эвенков, язык якутов, религия и русских), ареал которых уходит на Таймыр, который да 21 века был аж отдельным со-титульным регионом РФ (Долгано-Ненецкий АО).
на северо-восток заходит с Чукотки ареал боевых чукчей. Но также в этом неуютном углу сохранились еще одни палеоазиаты - юкагиры:
Юкагиров очень мало и они также веками находятся под ассимиляционным прессом многочисленных якутов.
---
В контексте национальной политики России важно понимать следующие факты:
1. Якуты - не более коренной народ в регионе, чем русские.
2. Истинные коренные - эвенки, эвены, юкагиры, которые страдали от якутского нашествия до прихода русских и продолжают ассимилироваться в якутов при полном поощрении якутских властей и поныне.
3. Подавляющее большинство денег в республиканский бюджет в регионе дают русские районы советского освоения - города и поселки на исторической земле эвенков, где якуты никогда и не жили.
4. Якутск - город экстремальных климатических условий - один из самых быстрорастущих городов России за счет огромных денег из русских районов.
5. При этом растет Якутск за счет притока сельских якутов, а доля русских в городе стремительно падает.
Ну а что делать России на Лене с такими вводными - думайте сами. Свою версию я уже озвучивал в материале "Как нам обустроить якутов", и, кажется, полный текст в ЖЖ есть.