acer120 (acer120) wrote,
acer120
acer120

Category:

Крымские татары в Симферопольской агломерации - этническая карта



Как известно, многонациональные города России по итогам советских десятилетий оказались в массе своей лишены ярко выраженного деления на этнические или конфессиональные районы. Местами некоторые интересные моменты сохранились, но в целом условная Казань, имеет паритет двух больших этносов - но совсем не имеет заметных моно-русских или моно-татарских районов, а оба народа делят буквально каждую многоэтажку.

На Кавказе в теории такое деление городов есть - но там совсем нет статистики по микрорайонам (впрочем, как и везде в РФ) - и максимум доступного можно посмотреть в моих картах Большого Сочи или ГО Махачкалы.

Однако в 2014 году в состав РФ вошел воссоединенный Крым, в который предшествующие 25 лет переживал процесс активного возвращения из СА крымских татар и их обустройства на новом-старом месте. С селами все понятно, а вот с городами вышло куда интереснее. Не имея денег, а часто и желания что-то покупать, крымские татары с начала 1990-х стали обживать пустыри вокруг больших городов - и в первую очередь столицы республики - Симферополя.

В 1990-2000-е украинские власти организовали ряд новых микрорайонов Симферополя и НП Симферопольского района под расселение татар, выделяя им землю. К 2014 году эти села и микрорайоны малоэтажной застройки были уже плотно заселены и в российском Крыму активно благоустраиваются как органичная часть города и района - там строятся дороги, школы, сады, проводятся газ, вода и т.д.

Однако выделенной земли явно не хватало и с 1990-х же начался процесс стихийного захвата земли татарами на пустырях, колхозных полях и т.д. Татары называли эти массивы "полянами протеста", власти и русские крымчане - самозахватами и "тыквенными городками". Дело в том, что в большинстве случаев мусульмане не спешили обустраиваться на голой земле без каких-либо благ цивилизации, но активно использовали самозахваты как акт политического давления на власти.



Крымские татары до депортации составляли большинство населения Южного берега Крыма. Но на ЮБК с его курортной специализацией никто не ждал старых-новых жителей и татар массово обвиняли в том, что самозахваты на ЮБК - это не про "негде жить", а про "хотим дорогую землю на побережье на перепродажу и для бизнеса". В результате с середины 2000-х акцент самозахватчиков сместился с ЮБК севернее - в первую очередь как раз в симферопольский узел. К 2014 году на полянах протеста "стояло" порядка 15 тыс. человек из 260 тыс. крымотатарского населения полуострова.

Российские власти в 2014 году, получив в наследство от Украины сотни гектаров самостроя в Симферополе и районе, активно взялись разрешать эту ситуацию.

Был организован понятный механизм. Для начала создали реестр индивидуальных участков на полянах самостроя. И из него сформировали очередь, исключая всех тех, кто имел какую-то недвижимость в Крыму (включая недвижимость родственников). Списочное число самозахватчиков уполовинилось, а их сараи и даже капитальные дома пошли под бульдозер.

Дело в том, что к 2014 сложился прибыльный бизнес - становишься в очередь по спискам активистов запрещенного сейчас в РФ Меджлиса, получаешь 6 соток, строишь сарайчик, платишь оброк меджлисовцам и ждешь чего-то хорошего, типа легализации. И повторяешь эту операцию со всеми детьми, родителями, братьями и т.п. Иногда власти легализовали-таки участки - и их можно было продать русским под дачи и уйти самозахватывать новые земли. Вот этот сабантуй щедрости сразу перекрыли.

Далее тем, кто реально не имел ничего кроме клочка на полянах протеста, предлагалось самостоятельно демонтировать свои постройки и передать землю властям - получив +- такой же участок в +- той же локации. Для этого власти нарезали на официальные участки часть немного земель Симферополя и уже побольше земель Симферопольского района. Этим путем почти все и воспользовались.

Наконец, самые близкие к центру города куски самозахватов к 2014 были уже зачастую застроены капитальными домами, где порой десятилетие как жили люди. Без документов (кроме выписки из списков Меджлиса), без подключения к газу и водопроводу - но на дорогой городской земле.
А поскольку земля эта в России с ее притоком жителей с материка стала еще дороже, и по документам она никак не застроена - то тут с 2014 сносилось всё или почти всё, а татарам иногда выдавали компенсации деньгами и землей, а иногда, особо буйным, выдавали штрафы и сроки. И на этих клочках самозахватов вырастали и продолжают вырастать самые мощные массивы многоэтажных новостроек Симферополя.

Все это время, помимо основания и застройки новых населенных пунктов и микрорайонов, расцвета и заката движения самозахватов, шел и процесс расселения крымских татар по селам всего полуострова (где на фоне депопуляции славян земля покупалась честно и дешево) - включая и Симферопольский район. Местами же к переписи 2001 года татары составляли значительную часть, а порой и подавляющее большинство.

Итого к 2021 году в важнейшем для Крыма симферопольском урбан-узле проживает порядка трети всех крымских татар региона - и расселены они крайне неравномерно, формируя заметные - и уникальные для России - ареалы со своим этническим большинством по всему периметру ядра советского Симферополя.



Посмотрим, наконец, карту городских микрорайонов и окрестных сел по проценту крымских татар. Никаких официальных данных(кроме старинной уже переписи 2001 по сёлам) по этно- составу нет - это моя оценка на основании кучи данных.

Цветовая гамма интуитивно понятна, а самый темно-зеленый цвет - это свыше 80% татар в локации. На карту также нанесены значки мечетей.



И сразу же та же самая карта, но с выделением границ Симферопольского городского округа.



Чтобы разобраться в этой мозаике районов-кварталов-жилых массивов, сёл и дачных кооперативов посмотрим на их типологию:



Серое в Симферополе - это нежилые участки - промзоны, зеленые массивы, кладбища и т.п.

Ярко-оранжевые - это микрорайоны, которые выделяет Яндекс-карты. Бледные - уже моя самостоятельная нарезка прочих микрорайонов по их описаниям границ. Поэтому это деление достаточно условно.
Бледно-желтые в Симферополе - дачные массивы в городской черте. Наконец, зеленые - это остатки тех самых "полян протеста" в черте города - две маленькие легализованные, одна большая в процессе легализации и застройки и одна в промзоне под расселение снос.

За пределами города желтые - это села, бледные - СНТ, а зеленые - участки сёл, выделенные и оформленные под расселение самостроев - то есть уже легальные массивы крымских татар.

UPD.

Теперь детально рассмотрим карту:



1. Самый мощный татарский массив - на юго-западном выезде из Симферополя, возле Западной автостанции. Это городские районы Фонтаны и Ак-Мечеть, созданные в 1990-е и уже полностью татарские сёла Фонтаны и Трехпрудное, и смешанные Чистенькое и Левадки.

Много мечетей и в городе и в селах, а новая мечеть на трассе в селе Левадки легла в основу значка для карты:



2. Второй мощнейший массив - на северо-восточном выезде, возле Восточной автостанции. Зеркальная история предыдущему пункту. Большие микрорайоны украинских времен Каменка, Хошкельды, Белое-3 и Белое-4 в городской черте.

3. Микрорайон Мерхамет на николаевском выезде и село Дубки к западу от него.

4. Микрорайоны Луговое и Солнечная долина со смешанным населением и моно-татарский массив Луговое-2, переходящие в большое село Строгановка с татарским большинством.

Внимание! На карте два номера 5. Не хочу переделывать. Поэтому сначала северный.

5. Село Ана-Юрт - новый НП, созданное при Украине на пустыре для татар. Рядом еще с тех времен села Айкаван для армян и Акрополис - для греков - они видны на заглавной карте. Формируют единый массив с Каменкой.

5. Марьино. Большой смешанный массив в черте города. Есть и старые советские кварталы, и новые, уже чисто татарской застройки - на юге массива. Можно было бы разделить на две части - но оставил как есть единый район.

6. Микрорайон Белое-5. похожий на Ана-Юрт случай, но в городской черте. Тут расселяли и самостройщиков.

7. Огромный Каменский дачный массив из более чем 90 разных СНТ. В прессе пишут, что в нем живут то ли 20 тыс., то ли 27 тыс. жителей - и для многих это на дачи, а именно что их единственные дома. Каменский имеет русское большинство и даже свою церковь. Но есть в здесь и мечеть, и заметное число татар, что логично - рядом Каменка-Хошкельды.

8. Старый город. Симферополь создавали у границы татарско-еврейского города Ак-мечеть, который потом вошел в состав крымской столицы, сохранив азиатскую мешанину узких переулков, со множеством мечетей, синагог и кенасс. После депортации район был заселен русскими, но в 1990-е три мечети (включая Кебир-Джами, которой более 500 лет) были восстановлены и заметное число татар вернулось сюда, выкупив жилье, которое в ветхих домах симферопольских махаллей стоит сравнительно дешево.

9. Жигулина Роща. А вот и пошли выселенные самострои! Татары когда-то самозаватили пустыри на границе города и села. Но в 2010-е пришел застройщик и полностью расчистил участок с внешней стороны городской границы и строит там многоэтажный ЖК "Жигулина Роща". А в историческом одноименном районе города был легализован небольшой участок в пару кварталов вокруг улицы Чокрак.

10. Поляна протеста Балаклавская и ЖК "Город Мира". Большой кусок самозахватов был снесен в РФ и застраивается ЖК. Однако, татары успели построить мечеть в свое время - и небольшой квартал вокруг нее застройщик не стал сносить и он был легализован.

11. Поляна протеста по улице Генерала Васильева. Совсем отчаянный кусок самозахватов посреди промзоны и железных дорог. В настоящий момент власти планируют его сносить, но пока дома не расселены и люди живут.

12. Поляна протеста Стрелковая и ЖК "Крымская Роза". Был большой массив самостроев в сотни участков - и все они были снесены под вопли меджлисовских татарских СМИ из Киева. В огромном ЖК, наряду со школами, садами, больницами планируется строительство церкви и мечети (что логично). Но на Стрелковой поляне к 2017 году, когда ее стали сносить, мечеть уже была.



В итоге решили само здание не сносить, но в перспективе мечеть уедет в новое помещение сообразно плану застройки, а нынешняя мечеть останется на балансе муфтията под другие нужды. Но, возможно, его тихо снесут - здание ведь строили самостроем без проекта фактически и город просто не позволит разместить там медресе, а иначе муфтияту это чемодан без ручки.

Еще один значок мечети на сером фоне тут - это мечеть на мусульманском кладбище.

13. Поляна протеста "Петровские высоты". Очень необычный случай. Среди организаторов и застрельщиков поляны при Украине были и славяне - очередники на выдачу земли. Несколько сотен русских семей, которые устали ждать своей очереди на участок, по примеру татар, решили явочным путем получить землю в городе. В процессе, понятно, подтянулись и татары. Эту поляну было решено преобразовать в микрорайон малоэтажной застройки, и участки тут теперь официально распределены и уже активно застраиваются. В списках в итоге больше половины все же татар (специалистов по самозахватам), но и сотни славянских семей получили свои сотки на этом каменном холме.

14. Земли села Мирное. Приграничное село Мирное в 2001 году имело свыше 8 тыс. жителей (почти 90% славян) и огромные пустые земли сх назначение. На них так же выросли и поляны самозахватов. А в РФ после 2014 именно земли Мирненского сельского поселения стали основной фонда выдачи участков под засройку очередникам с полян протеста. Тут сразу несколько массивов активно растет. Часть фактически слита с Дубками-Мерхаметом, часть - с самим ядром Мирного (квартал Сарайлы-Кыят с мечетью), а часть - застраивается вдоль Объездной дороги.

15. Земли ПГТ Молодежное. Похожая история. Молодежное имеет большую территорию, часть которой занимает собственно ПГТ (свыше 6 тыс. жителей на 2001 год, славяне), часть занимают старые СНТ.

Земли вдоль Московского шоссе были заняты татарскими самостроями. Но их почти все снесли (легализовав северную часть), и сейчас начали застраивать ЖК. А татарам выделили земли в глубине, на 450 метров восточнее шоссе, где оформился легальный татарский микрорайон с мечетью, строящимся детским садом и т.п.



16. Мечеть на территории Исправительной колонии №1. Рядом тут же и тюремная церковь. Культовые объекты в тюрьмах - уже классика российской реальности, а крымские тюрьмы очевидно многоконфессиональны.

17. Соборная мечеть. Джума-Джами для многочисленной уммы полуострова строится на городской окраине возле Симферопольского водохранилища, где начинается Ялтинское шоссе. С ней связано много кривотолков которые хорошо бы разобрать:

а) Мечеть начали строить в водоохранной зоне и это плохо. Нет, мечеть строят к западу от уже существующего СНТ Пенсионер - то есть дальше от воды, чем существующая линия застройки.



б) Мечеть расположена слишком далеко от мест проживания татар, рядом никто не живет, это власти специально против татар работают. Нет. Во-первых, рядом расположен большой массив Марьино, где много мусульман. А, во-вторых, от него по дороге на Константиновку расположено уже татарское село Украинка, а вдоль Ялтинского шоссе и вовсе до Перевального в селах половина жителей - татары. А села там идут сплошной плотной застройкой.

в) Мечеть слишком большая, а на храмы денег нет. Это власти специально против русских работают. Нет. Для городов Поволжья и Кавказа - это вполне скромная мечеть.



Высота по куполу Соборной мечети Симферополя - 28 метров, минаретов - 50 метров. А, например, у строящегося Успенского собора в Майкопе высота по куполу - 40 метров. Да даже в крымском селе Вилино Бахчисарайского района в 2020 заложили новый храм высотой 45 метров.



18. Куст сел вдоль шоссе на ЮБК. Как уже сказано выше, в этих селах, идущих сплошной застройкой до Перевального, татар где-то половина жителей, с разбросом от нп к нп. В Лозовом на границе города немного, а вот в Андрусово следом - уже большинство. И так далее.

---

По карте может показаться, что крымских татар в районе Симферополя прям очень много. Но это искажение за счет плотности населения. На месте поляны протеста на 1000 татар вырастает ЖК на 10 тыс. жильцов - и эти квартиры раскупают как приезжие с материка, так и местные.

По переписи 2014 года в Симферополе и районе жило 505 тыс. из которых было 71 тыс. татар - то есть 14%.

Причем, в районе 38 тыс. из 152 тыс. - 25%, а в самом городе - 33 тыс. из 352 тыс. - менее 10%

И город, и район с тех пор выросли вместе еще на 15 тыс. - в основном за счет миграции. Так что за славянское большинство в столичном регионе Крыма можно не беспокоится.

В конечном счете, для русских тут даже плюс. Чем больше крымских татар едет в Симферополь - тем меньше их в периферийной сельской местности. К моменту референдума 2014 года татары составляли фактически параллельное общество, но город в течение поколений их плотно интегрирует в русский социум.



Tags: Крым, Россия, Симферополь, ислам, ислам в России, крымские татары, мои карты и графики, национальная политика, русские
Subscribe

  • Крым русский и Крым татарский

    "Русские мусульмане по законам нашего отечества пользуются равными правами с коренными русскими и даже в некоторых случаях, во уважение их…

  • Викторина - что за карта?

    Раз уж сегодня у меня дошли руки разобрать накопленное для ЖЖ немного, то вам, уважаемые читатели, очень несложная викторина. Дана карта некоей…

  • Якутия - Этнические карты

    Если честно, монструозную Саху я отрисовал несколько месяцев назад, но вот только руки дошли оформить и выложить. Для начала, как всегда, общая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments

  • Крым русский и Крым татарский

    "Русские мусульмане по законам нашего отечества пользуются равными правами с коренными русскими и даже в некоторых случаях, во уважение их…

  • Викторина - что за карта?

    Раз уж сегодня у меня дошли руки разобрать накопленное для ЖЖ немного, то вам, уважаемые читатели, очень несложная викторина. Дана карта некоей…

  • Якутия - Этнические карты

    Если честно, монструозную Саху я отрисовал несколько месяцев назад, но вот только руки дошли оформить и выложить. Для начала, как всегда, общая…